О способах контактирования | Гитара и Гитаристы TwitCount Button

О способах контактирования

Я хочу порассуждать вслух о разных способах выстраивания контакта (и его избегания), которыми мы можем пользоваться — в музыке, да и в жизни в целом тоже.
Если говорить о личных ощущениях, то музыканты для меня бывают: согревающие, восхищающие и загадочные. Первые очень обаятельны и человечны, вторые божественны, третьи непостижимы. Первые искренни, вторые обладают невероятным мастерством, третьи отстраненны и глубоки.
Если использовать наукообразную терминологию — они используют преимущественно невротический, нарциссический либо шизоидный способ контакта. Конечно же, и я должен быть соответствующим образом настроен, чтобы тот или иной способ со мной сработал. Либо я нуждаюсь в теплоте, либо в объекте восхищения, либо в безопасной дистанции, которую я гарантированно получу с шизоидным, погруженным в себя музыкантом.
И описанию этих способов (краткому) и будут посвящены мои рассуждения вслух. Да, всеми этими способами мы пользуемся так или иначе, в той или иной степени, это первое. Второе: в качестве примеров я буду брать эдакие сферические в вакууме типажи, которых в реальной жизни, поди, и не бывает. Поехали.
Послевкусие от общения с нарциссической стороной личности… оно оставляет чувство восхищения и зависть — либо страх. Если же нарцисс выбирает прожить в вашем присутствии свою ничтожность, а не гиперкомпенсировать ее грандиозностью — в послевкусии будет чувство превосходства.
Невротическую сторону распознать тоже несложно: она теплая и от нее тепло, а еще она пугает поглощением либо просто потерей свободы.
Вещь вне контакта — психоз. Это место, где слова теряют сцепление со смыслом, а вымысел и реальность обретают способность к диффузии. Отсюда можно с равным успехом черпать материал для галлюцинаций, теорий о мировом заговоре, волшебных сказок, научных открытий и шедевров абстрактного искусства.
Все зависит от глубины погружения… либо зрелости остальных «частей» личности, их способности удержать беснующихся тварей со дна колодца под контролем и дать им имена. Люди за это благодарят: творец, черпающий из психотической части, избавляет публику от необходимости самой туда погружаться, а послевкусие в виде новых нейронных связей остается.
И если приоритетным способом контактирования становится какой-то один, то мы получим либо бесконечное богатство внутренней жизни, не подлежащее декодированию и переводу в общую с окружающими знаковую систему, либо бесконечное нарциссическое писькомерство, либо теплое, безыдейное и консервативное братство любителей бардовской песни (если шутка не удалась — Митяева люблю, все нормально).
Да, про стандарты. И условный нарцисс, и условный невротик — оба руководствуются стандартами, только в первом случае речь идет о получении признания, во втором — принятия. Ну и стандарты там разные будут, награда нарцисса — доспехи бога, награда невротика — теплый клетчатый плед.
Шизоид индифферентен к стандартам (то есть ему на них пофиг): ему внутри интереснее, чем снаружи, и все тут. Хотя некоторые стандарты поведения он, в принципе, может изучить ради мимикрии: он ведь тоже ходит в магазин за хлебушком, и не любит пристальных взглядов.
То, что демонстрирует в акте творческого предъявления патологический нарцисс — есть результат его тренировок, в процессе которых он пытался сократить разрыв между собой и идеальным образом себя, и такая демонстрация (в случае грандиозного исхода) хоть и восхищает, но не обладает достаточной силой чувства, чтобы, например, растрогать до слез. За этим к невротикам (не путать невротическую искренность с истероидной театральностью: истероид только кажется глубоко чувствующим, на самом же деле его слезы — форма отреагирования напряжения, и неспособность к более глубокой переработке аффектов). В целом, нарциссический способ подразумевает постоянный контроль среды на предмет стандартов, внимание, постоянно устремленное во вне. Тут уж не до глубины. То есть нарцисс — он как бы и рассказывает о себе, но только о тех частях личности, которые прошли проверку на идеальность/грандиозность… словом, неполный это рассказ! Подавленные же части в контакте проецируются на партнера (в виде переживаний зависти и ничтожности). То есть комплементарная пара для грандиозного нарцисса в музыке — это такой же нарцисс, только застрявший в ничтожной полярности.
Психика развивается по своим законам — из перманентного психоза младенец постепенно переходит к обнаружению внешних объектов в среде, привязывается к ним, потом учится проявлять к ним агрессию, учится «свободе отвергать и быть отвергнутым», учится не только поглощать из среды, но и обмениваться с ней. И если где-то что-то пошло не так (а оно пойдет, будьте спокойны) — одиночество было слишком опасным, или близость была слишком удушающей, или любовь была слишком условной — какой-то способ контактирования станет гипертрофированным в будущем…
Если же восстановить способность полноценно проживать одиночество (это ретрофлексия и интроспекция, это обнаружение себя), если восстановить способность к близости (это теплота), и если восстановить способность к свободному обращению (это способность придать желаемую форму), и если дать каждой из этих способностей свое время и свое место… Тогда цепочка творческого процесса будет выглядеть так:
Я обнаруживаю себя, свои чувства во всей их глубине и многообразии (шизоидная фаза контакта).
Я обнаруживаю в себе потребность сообщить о том, что со мной есть (невротическое устремление). Уточнение: не для получения ништяков, а просто ради близости самой по себе.
Я ищу способы и формы воплотить свое послание, чтобы донести его с наименьшими потерями. Это про здоровый нарциссизм.
Я думаю, что контакт с шизоидной частью избегается, должно быть, из страха, ужаса перед бездной, из страха одиночества либо сумасшествия.
Невротическая часть подавляется из страха поглощения, растворения (у шизоидов) либо из страха обнаружения недостойных восхищения частей личности — у нарциссов.
Нарциссическая часть подавляется из страха конкуренции, либо из убеждения в невозможности конкурировать («зелен виноград» — это не конкуренция, а попытка уничтожить конкурента). Здесь, должно быть, и про травмы на том этапе взросления, когда попытки проявить агрессию во внешнюю среду вызывали аннигиляционную агрессию со стороны значимых близких…
Конечно, все это очень условно: нет никаких нарциссов, шизоидов и невротиков в чистом виде, а есть, скорее, те или иные способы поведения, которые здесь-и-сейчас преобладают (пусть даже это «здесь-и-сейчас» повторяется на протяжении многих лет изо дня в день)…

Автор Руслан Идрисов

При копировании материала обязательна ссылка на портал «Гитара и Гитаристы» и автора статьи.

Поделиться
Ruslan Idrisov

Ruslan Idrisov

Музыкант, психолог (гештальт-терапевт), преподаватель гитары.

https://vk.com/id5686337
Ruslan Idrisov

Latest posts by Ruslan Idrisov (see all)

Facebook

Ruslan Idrisov

Музыкант, психолог (гештальт-терапевт), преподаватель гитары. https://vk.com/id5686337

Добавить комментарий