Скалопирование. Для чего? | Гитара и Гитаристы TwitCount Button

Скалопирование. Для чего?

Скалопирование – выборка (возможна разной формы и глубины) древесины накладки грифа в промежутках между ладовыми порожками.

Skalopirovanie

Результат – подушечки пальцев перестают контактировать с накладкой. Это дает ряд существенных преимуществ:
— становится намного легче исполнять вибрато (поперек грифа). Рука расслаблена, легко, плавно и ритмично качается как при жесте «так себе» (кисть с растопыренными пальцами, предплечье вращается);
— не меньше облегчаются бенды и особенно вибрато на уже подтянутой струне. Меняется сама техника взаимодействия со струной при бендах, прижимать струну сильно и тереть пальцем по накладке уже не надо, ногтевая фаланга находится под меньшим углом к накладке, палец в гораздо большей степени теперь толкает струну, чем тащит ее (установка толстых ладов на плоской накладке улучшает ситуацию, но не дает такого эффекта);
— к вибрато поперек грифа добавляется продольное, с гораздо большей выразительностью, и я бы назвал его силовое (изменение силы давления на струну). Разумеется, со всеми возможными комбинациями трех видов;
— усилия для нормального прижатия струн требуется намного меньше, увеличивается выносливость и запас сил на затяжных запилах. Облегчаются трели, так как исключается удар пальцем в накладку.

Минусов, на мой взгляд, всего полтора:
— необходимость привыкнуть. Пара часов игры, после которых Вы (как и все распробовавшие) тоже зададитесь вопросом, почему у скалопирования такая низкая популярность. Правда, после перерыва в 1 месяц и более, при слайдах через весь гриф может возникнуть ощущение, что ведете пальцем по стиральной доске. Но не более чем через пол часа усилия в пальцах откалибруются и все придет в норму;
— ограничение по натяжению струн. В стандартном строе «Е» я рекомендую ставить на мензуру 648 мм струны не толще 9-46 и 10-48 (49) – на 628 мм. Лучше иметь запас прочности грифа (его поперечное сечение, конечно, имеет при этом большое значение), да и дальнейшее увеличение толщины струн вряд ли целесообразно.
Для справки (на меньшей мензуре и/или при понижении строя один и тот же калибр струн имеет меньшее натяжение):
Slash – 11-48, мензура — 628мм, Eb стандарт;
Paul Gilbert, Joe Satriani, Steve Vai, Jeff Beck – 9-42, мензура — 648мм, строй — Е стандарт;
Eddie Van Halen – 9-40, мензура — 648мм, строй — Е стандарт;
Виктор Смольский – 9-46, мензура — 648мм, строй — D стандарт;
Yngwie Malmsteen – 8-46, мензура — 648мм, строй — Еb стандарт;
Brian May – 8-34, мензура — 610мм, строй — Е стандарт.

Заблуждения.
1) «Скалопирование целесообразно только для Fender Stratocaster и стиля Neoclassic Rock». Описанные в начале статьи преимущества пригодятся и на другой гитаре, в другом стиле. Совсем не обязательно «поливать» как Yngwie Malmsteen.
2) «Скалопирование на Gibson Les Paul недопустимо, так как отломится голова грифа». Отламывается она, как правило, при падении гитары (то есть при добавлении к статической нагрузке от натяжения струн, динамической, значительной по величине) и по «краснухе», находящейся в растянутом состоянии. Накладка, находящаяся в сжатом состоянии, обычно остается целой (см. фото). Конечно, скалапирование немного переносит зону сжатых волокон в сторону красного дерева и соответственно уменьшает площадь поперечного сечения растянутых волокон древесины. Но если выполнять его не слишком глубоко (по крайней мере, на первых трех ладах) и в стандартном строе «Е» использовать струны 10-48 (49) или 9-46, то никаких проблем я не вижу.

Skalopirovanie_Golova_Gibson_2 Skalopirovanie_Golova_Gibson_1

3) «Скалопированный гриф перестает строить». Вовсе нет, ладовые порожки же остаются на месте. Проблемы могут возникнуть из-за чрезмерного усилия в пальцах, особенно при взятии аккордов с большой растяжкой и разным усилием в каждом пальце с микробендами. Тренируйте растяжку пальцев, берите аккорды «по зубам».
4) «При выполнении скалопирования лады приходят в негодность и требуется их замена». При достаточной квалификации мастера, выполняющего работу, лады остаются целыми.

5) «Скалопирование портит звучание инструмента». Скорее наоборот, немного подчеркивается верхняя середина (в диапазоне примерно 1,5 – 3 кГц) и, следовательно, атака. В звучание слегка добавляется металлический оттенок и больше отчетливости.
Заключение. Сделать скалопирование на дорогой и единственной гитаре, предварительно не подержав такой гриф в руках, конечно абсурд. И подержать я рекомендую даже больше вышеупомянутых 2-х часов. Если в будущем возможна продажа инструмента, тоже стОит призадуматься. Ведь даже если скалопирование — это панацея для выразительной игры, попробуй объясни большинству, что они «идут не в ногу». Лично я не понимаю, как «пощупав» скалопированый гриф можно не отдать ему предпочтение. Наверное, только если «щупать» не долго. Здесь, как говорят в автоспорте, нужно «вкатиться». Пробуйте, делайте.

Skalopirovanie

 

Автор Егор Сизых

В статьи использованы фотографии из личного архива автора. При копировании материала обязательна ссылка на портал «Гитара и Гитаристы» и автора статьи.

Поделиться
Егор Сизых

Егор Сизых

Гитарный Мастер, гитарист.
Город Хабаровск.
Вконтакте - vk.com/sizykhegor
Егор Сизых

Facebook

Егор Сизых

Гитарный Мастер, гитарист. Город Хабаровск. Вконтакте - vk.com/sizykhegor

Добавить комментарий