Зеленый гигант: история Tube Screamer | Гитара и Гитаристы TwitCount Button

Зеленый гигант: история Tube Screamer

Ibanez Tube Screamer, впервые разработанный неким С. Тамурой в конце 70-х, является, возможно, самой любимой педалью перегруза. С ней давали рока такие разноплановые авторитеты гитарного мира, как Эрик Джонсон, Трэй Анастасио или Брэд Пейсли. Некоторые доходят до утверждения, что никакая другая педаль не оказала большего влияния на развитие музыкальной выразительности и разработку гитарных эффектов.

Секрет притягательности  Tube Screamer, который годами пытались повторить в своих педалях последователи, заключается в той неуловимой прелести, которая возникает при его взаимодействии с ламповым усилителем: чем больше амплитуда входного сигнала, перегружающего преамп лампового усилителя, тем больше в звуке становится сустейна, остроты и живых гармоник при сохранении исходных тональных характеристик гитары и усилителя – и без сглаживания динамики исполнения. При создании Tube Screamer целью было симметричное искажение сигнала, а не асимметричное, как в лампе.

Скромное начало

Гитарные педали как средство расширения тональных возможностей гитариста появились на подъеме гитарной мании, вызванной к жизни музыкой «Британского вторжения» – The Beatles, The Rolling Stones и The Kinks в середине 60-х, а к концу десятилетия – Хендрикс, Бек и The Cream. Хотя эти группы в основном использовали классический тембр ламповых усилителей, новые звуки, которые они смогли вносить с помощью педалей, стали возможными благодаря изобретению в 1948 году транзистора. Педали быстро стали одним из самых дешевых, удобных и быстрых способов создавать поразительные новые звуки, сформировавшие рок-музыку и в целом всю современную культуру. К концу 60-х рынок был завален компактными устройствами обработки звука, и они стали «общим местом» в поп-музыке. Парадигма музыкальной выразительности изменилась навсегда.

 

1979–1981
 Модель:TS808
 Серия: Top Ten
 Ручки управления: перегруз, тон, уровень
   Особенности: первый Tube Screamer. Некоторыми почитается как Священный Грааль перегрузов.
 Производство: Япония

1979–1981

Модель:
TS808

Серия:
Top Ten

Ручки управления: перегруз, тон, уровень
  
Особенности:
первый Tube Screamer.
Некоторыми почитается как Священный Грааль перегрузов.

Производство:
Япония

Ibanez, как и его компания-прародитель, Hoshino, в конце 60-х – начале 70-х имел сомнительную славу производителя подделок под Gibson, Fender и Rickenbacker. Неудивительно, что к середине 70-х они решили ввести в линейку своей продукции педали. Фактически их производила Nisshin, японская компани, делавшая для Ibanez звукосниматели. По какому-то странному соглашению Nisshin также имел право выпускать и продавать те же самые педали под собственной маркой Maxon. К концу 70-х Nisshin разработал первый Tube Screamer – знаменитый TS808, который в числе прочих популяризировал Стив Рэй Воэн. Джон Ломас, бывший продукт-менеджер Ibanez, утверждает, что после выпуска Tube Screamer их основной японский конкурент, Roland, выпустил овердрайв Boss OD-1 и приобрел патент на технологию полупроводникового асимметричного ограничения сигнала. «Если вы посмотрите на схемы Tube Screamer и Boss OD-1, вы увидите: они практически одинаковые, – говорит Ломас. – Однако OD-1 делает то, что называется асимметричным ограничением. Когда на него подается звуковой сигнал, он не искажает в одинаковой степени «верх» и «низ» звуковой волны. OD-1 ограничивает их по-разному, как делает и вакуумная лампа.  Boss OD-1 был разработан как симулятор лампового усилителя, что в те временам могло показаться большим шагом назад, так как все тогда старались уйти от лампы в усилении. Усилители были на транзисторах, но звучали отвратительно. Поэтому рынок для симулятора лампового усилителя был обширен. Я думаю, именно поэтому Tube Screamer («ламповый крикун» – прим. пер.) так назвали».

TS808 также отличался от OD-1 тем, что строился на широко распространенной микросхеме JRC 4558D, имел ручку тона и маленький прямоугольный выключатель-футсвич. «Tube Screamer – первая в мире педаль на микросхеме, – считает Джон Ломас. – До него все перегрузы строились на транзисторе». По его мнению, своим певучим среднечастотным тембром, за счет которого он и приобрел популярность, TS808 обязан именно микросхеме  JRC 4558D. Именно поэтому Ломас и другие ценители перегруза предпочитают именно оригинальный Tube Screamer первых выпусков, а не его многочисленных последователей.

TS набирает обороты

Несмотря на популярность и статус Священного Грааля, Tube Screamer не остался в одиночестве, к радости множества фанатов педалей. Пожалуй, самый популярный из всех «тьюбскримеров», TS9, во главе 9-й серии пришел на смену TS808 в 1982 году. Он звучал несколько ярче и шероховатее. По устройству они были практически идентичны, за исключением расширенного выхода TS9. Увеличился и футсвич: он занял почти треть площади педали, что было явно сделано для облегчения конкуренции с педалями Boss, снабженными большими выключателями. Однако у них был один недостаток: ТS9 производились из неоднородных по характеристикам комплектующих, что приводило к большой разнице в звучании между разными партиями педалей.

«Появление TS9 не казалось чудом ни в малейшей степени, – вспоминает Ломас. – Публика их очень долго в грош не ставила. Это потом уже до всех дошло! Я бы сказал, впервые о них заговорили в конце 80-х, ну а уж в 90-е понеслось!» Поскольку спрос на TS9 был невелик, к 1985 году его сняли с производства. Ibanez тогда выпустил Master – новую серию педалей, в которой не нашлось места для тьюбскримера. Вместо него туда включили Super Tube STL – девайс с четырьмя ручками, построенный на схеме Tube Screamer с двухполосным эквалайзером. Согласно ‘Аналог-Майку’ Пиера, известному эксперту по педалям, чья компания Analog Man в середине 90-х начала модифицировать тьюбскримеры в соответствии с оригинальными спецификациями, STL был аналогичен редкому (и очень дорогому) европейскому ST-9 Super Tube Screamer, который никогда не поступал на рынок США.

Tube Screamer Model- TS9 Tube Screamer Model- ST9 Tube Screamer Model- STL Super Tube

1982–1984
Модель: TS9
Серия:
9
Ручки управления:
перегруз, тон, уровень
Особенности:
та же конструкция, что и TS808,с увеличенным футсвичем и возможностью питания от адаптера 9 V.
Производство:
Япония

1984
Модель: ST9

Серия: 9
Ручки управления: перегруз, усиление СЧ, тон, уровень
Особенности: добавлена ручка контроля СЧ. Редкий. Встречается в Европе, но не в США
Производство: Япония

1985
Модель: STL Super Tube
Серия: Master/L
Ручки управления: перегруз, уровень, СЧ, ВЧ
Особенности: официально не является «тьюбскримером», но использует его схему с 2-полосным эквалайзером.
Производство: Япония

Серия Master, однако же, выпускалась в течение всего одного года, поэтому Tube Screamer не успел пропасть без вести. В 1986 году Ibanez выпустил ярко раскрашенную серию Power (она же – 10-я серия), которая могла похвастать новым высококачественынм TS10 c малошумящей схемой, избавившейся от досадного зудения, которое производили прежние тьюбскримеры, если выкрутить регуляторы на максимум. Однако эти нововведения лишили его узнаваемого фирменного тона, и TS10 был принят далеко не так хорошо, как на это надеялись производители. Благодаря монстрам блюза и блюз-рока (таким, как Стив Рэй Воэн) множество гитаристов подсело на саунд TS808 и TS9.

1986–1993
Модель: TS10
Серия: Power/10
Ручки управления: перегруз, тон, уровень
Особенности: косметические изменения для соответствия дизайну серии. Его использует Джон Мэйер.
Производство: Тайвань

1991–1998
Модель: TS5
Серия: Soundtank
Ручки управления: перегруз, тон, уровень
Особенности: косметические изменения для соответствия дизайну серии маленьких пластиковых педалей

Производство: Тайвань

Майк Пиера говорит, что, пока TS10 не стал использоваться в последние годы   такими музыкантами, как Джон Мэйер, он не пользовался особой любовью. «Я, – говорит Майк, – до сих пор его ненавижу. Это одноразовая педаль. В ней применялись дешевые проприетарные комплектующие – гнезда, выключатели. потенциометры, которые часто ломались и не подлежали замене, потому что надежные детали, используемые в качественных педалях ручной сборки, таких как TS9, к ней не подходили. Все детали в ней с целью удешевления производства за счет машинной пайки крепились на единой печатной плате, которая тоже часто ломалась».

Джон Ломас объясняет, как экономия в эти годы сказалась на качестве производства: «Когда я впервые пришел в компанию году в 83 или 84, курс йены к доллару был 260. Сегодня – около 77 или 78 йен за доллар. К 85 году оборот йены начал расти, а курс достиг 150-160 йен. Они {компания Hoshino} в штаны наложили со страху. Они привыкли, что на американском рынке можно продать все что угодно, произведенное в Японии, и сделать хорошую прибыль, потому что качество было высоким и обменный курс благоприятствовал. А потом внезапно пришлось задуматься об эффективном ценообразовании».

Когда Ibanez запустил в 1991 году свою линейку эффектов Soundtank, целью разработки нового Tube Screamer TS5 было сокращение расходов на производство за счет рационализации технологии при сохранении звучания более ранних, винтажных педалей. TS5 собирался не вручную, в отличие от TS9 и TS808, и имел корпус не из металла, а из ударопрочного пластика. Схема TS5 напоминала схему TS9, но производилась тайваньской компанией Daphon и отличалась более дешевыми и малоразмерными компонентами.

Возрождение классики

Вероятно, возрождение TS9 было неизбежно, но Ломас ускорил этот процесс тем, что сначала настоял в 1992 году на перевыпуске TS9, а затем – на разработке  TS9DX Turbo Tube Screamer. Он утверждает, что, изучив планы разработки продукции в 1990, немедленно стал проталкивать идею воскрешения TS9. Подержанные TS9 в магазинах шли за $250 с лишком, в то время как сама компания Ibanez продавала дилерам использованные педали по пять баксов за штуку. Руководство колебалось. Nisshin собирался переходить на цифровые технологии и больше не испытывал интереса к производству «устаревшей» аналоговой продукции. Ирония в том, что сейчас он производит множество куда более старых эффектов. «А в то время, – вспоминает Джон, – они решили, что мы сошли с ума».

Но иногда, когда слова бессильны, деньги всё решают. После долгого нажима Nishin увидел, что Ломас предлагает реальную прибыль, и возобновил производство. Ломас вспоминает, как они с коллегами в течение многих недель скупали все TS9 оригинального выпуска, которые удавалось найти, чтобы сравнивать их с новыми моделями. Вскрывая эти педали, они обнаруживали, что почти каждая из них содержит микросхему Toshiba TA75558, a не оригинальную JRC, обычно применяемую в TS808. «Поскольку 90-95% педалей содержали эту микросхему, – говорит Ламас, – мы решили вернуться к ее использованию». С ноткой ностальгии он вспоминает, с какой гордостью компания объявила о перевыпуске педали, и о том, что она производится на той же самой фабрике, что и оригинал, и даже теми же самыми женщинами среднего возраста. Это была абсолютная копия, даже руководство пользователя было для аутентичности датировано 1981 годом. В первую неделю было продано более 5000 экземпляров, и за последнее десятилетие, по данным Ibanez, они продают около 10-12 тысяч новых TS9 в год.

1992–по настоящее время
Модель: TS9 Reissue
Серия: 9
Ручки управления: перегруз, тон, уровень
Особенности: точная копия оригинальной TS9
Производство: Япония

1998–по настоящее время
Модель: TS9DX
Серия: 9
Ручки управления: перегруз, тон, уровень, режим
Особенности: классический звук «тьюбскримера» наряду с тремя дополнительными режимами, дающими увеличение громкости и усиление НЧ.
Производство: Япония

На фоне успеха перевыпуска TS9 появление TS9DX казалось чем-то само собой разумеющимся. Если верить Ломасу, компания с оттенком зависти наблюдала, как сметают с полок многорежимные «квакушки» Dunlop. В компании Hoshino поняли: нужен «тьюбскример» с различными настройками выходного сигнала и искажения. Оставалось только его сделать. В результате в 1998 году появился DX – для тех, кому нужно больше громкости, искажений и низких частот. В дополнение к ручкам перегруза, тона и уровня, ставшим стандартом для Tube Screamer, добавилась четвертая ручка с четырьмя фиксированными позициями переключения режимов: TS9, +, Hot и Turbo, каждый из которых в определенной степени добавлял громкости и низких частот. Схема точно такая же, как у оригинальной TS9, но переключатель режимов меняет параметры некоторых компонентов через ограничительный диод и конденсатор тона. Режим «+» дает больше песка, чем оригинальный TS9, режим «hot» – больше кранча с выпяченной серединой, а «Turbo», самый мощный из режимов, дает современный «мясной» звук.

«Я хотел сделать нечто, что было бы по возможности близко к звучанию оригинального Tube Screamer, поэтому как минимум в одной позиции мы оставили его звук неизменным, – говорит Джон Ломас. – Вот к чему я пришел с идеей применения ограничивающих диодов. Я не хотел никакой цифровой эмуляции, потому что по моим представлениям это был бы уже не настоящий «тьюбскример».

Среднечастотное наследие

За последнее десятилетие семейство «тьюбскримеров» продолжало пополняться новыми устройствами – такими, как TS7 Tone-Lok, перевыпуск TS808, TS9B, первый Tube Screamer для баса, и представленный в 2010 Tube Screamer amp – сверхкомпактный маломощный усилитель, выпускаемый в варианте комбо и «головы», преамп которого включает в себя схему «тьюбскримера». Сейчас доступны 15-ваттные модели; другие мощности, по слухам, находятся в разработке.

Несмотря на многообразие разновидностей Tube Screamer, мерчендайзер компании Ibanez electronics Фрэнк Фаччиоло говорит, что корни легендарного звука Tube Screamer – в характерном среднечастотном презенс-эффекте. Джон Ломас согласен. «Это по-прежнему одна из лучших вещей для перегруза любого лампового усилителя, – говорит он. – Она творит с лампами волшебство».

Tube Screamer Model- TS7 Tube Screamer Model- TS808 Reissue Tube Screamer Model- TS808HW  Tube Screamer Model- TS9B

2000–2010
Модель: TS7
Серия: ToneLok
Ручки управления: перегруз, тон, уровень
Особенности: ручки утапливаются в корпус педали во избежание непреднамеренного изменения установок или поломки. Переключатель Hot добавляет искажения.
Производство: Китай

2004–по н. в.
Модель: TS808 Reissue
Серия: нет
Ручки управления: перегруз, тон, уровень
Особенности: точная копия оригинальной TS808
Производство: Япония

2008–по н. в.
Модель: TS808HW
Серия: нет
Ручки управления: перегруз, тон, уровень
Особенности: TS808 ручной сборки. Первый TS с холодным байпасом. Очень ограниченная серия.
Производство: Япония

2011
Модель: TS9B
Серия: 9
Ручки управления: перегруз, уровень, НЧ, ВЧ, микс
Особенности: первый басовый Tube Screamer. Имеет 2-полосный эквалайзер и регулятор микса.
Производство: Япония

Поделиться

GiG

Портал "Гитара и Гитаристы" - всегда актуальные обзоры, честные реценции и правильные уроки, а также авторские статьи, грамотные переводы и живое общение!

Facebook

GiG

Портал "Гитара и Гитаристы" - всегда актуальные обзоры, честные реценции и правильные уроки, а также авторские статьи, грамотные переводы и живое общение!

Vardenafil 20 o 10 mg non ha aumentato sanguinamento http://levitra.global/mappa.html aumenta il tempo, che e causato da acido acetilsalicilico 2 compresse di 81 mg.

Добавить комментарий